ВОЗРОЖДЕНИЕ

Отгремели бои. Страна приступила к восстановлению народного хозяйства. Потребность в металле все больше увеличивалась. Как только советские войска освободили Старооскольский район от немецких оккупантов, встал вопрос о возобновлении строительства рудников КМА. В январе 1945 года здесь вновь создается управление по строительству шахт. К этому времени у проектировщиков возник новый вариант разработки Коробковского железорудного месторождения. Дело в том, что проведенные в этот период горно-капитальные и горно-подготовительные работы показали, что гидрогеологические и горно-технические условия Коробковского месторождения гораздо сложнее, чем предполагалось прежде. Не изгладилась из памяти и авария 1936 года. Рисковать не стали. Нашли другой выход. Пласт богатой руды решили пока не трогать, а углубить шахту более чем на сто метров. Под богатой рудой залегают железистые кварциты. Запасы их неисчерпаемы. По качеству они значительно уступают богатой руде: железа в них 33–35 процентов, но зато они очень прочны. (Крепость по шкале профессора Протодьяконова 16–18). В такой шахте можно работать спокойно: над головой непромокаемая крыша: потолочный целик толщиной 100–120 метров. Но чтобы железистые кварциты стали металлургическим сырьем, их требовалось обогатить. Для этого рядом с рудником нужно было построить обогатительную фабрику.

К началу 1947 года были восстановлены и построены новый надшахтный комплекс, электростанция, водопровод, культурно-бытовые учреждения, жилые дома, начаты подземные работы в шахте. Приступили к откачке воды из шахтных стволов. Два мощных подвесных насоса за час выкачивали на поверхность 1200 кубических метров воды. И уже к сентябрю 1947 года уровень воды в шахте снизился на 110 метров. Можно было приступать к работам по углублению шахты. Не хватало рабочих рук, еще не все фронтовики вернулись к мирному труду. Основной костяк коллектива «КМАстроя» составляли те, кто начинал работать здесь в довоенное время, энтузиасты, выбравшие нелегкий трудовой путь освоения КМА: – это начальник «КМАстроя» В.М. Кислов, механик П.М. Кострыкин, горный мастер А.Г. Малыгин, горный мастер В.А. Ходеев, главный механик Д.Н. Григорьев, инженер Г.А. Захаров, конструктор А.П. Калькутин, u1075 горный инженер Н.М. Шумейко и многие другие. Приходили письма от фронтовиков – кмастроевцев с просьбой зачислить их в штат после демобилизации. Так слагался и креп коллектив строителей КМА.

В течение 1948–1952 годов два ствола шахты были углублены до 325 метров, пройдены горизонтальные выработки, построены обогатительная и агломерационная фабрики, созданы энергетическое хозяйство и подсобные предприятия. В сентябре 1952 года Комиссия Совета Министров СССР приняла рудник имени Губкина (проектная мощность 520 тысяч тонн в год) с обогатительной и агломерационной фабриками в число действующих горнорудных предприятий Советского Союза. Ввод в действие первого рудника ознаменовал второе рождение КМА.

В 1951 году на южном участке Коробковского месторождения началось строительство Южно-Коробковского рудника проектной мощностью 2,2 миллиона тонн руды в год, ставшего затем частью шахты имени Губкина в комплексе с обогатительной фабрикой № 2. В апреле 1959 года новый комплекс вступил в строй.

29 мая 1953 года состоялось знаменательное событие – на базе «КМАстроя» был организован комбинат «КМАруда».

Успешному освоению проектной мощности шахты, систематическому снижению себестоимости добычи и росту производительности труда в значительной мере способствовали творческий поиск по изысканию оптимальных параметров работы всех участков производства. В числе первых в отечественной практике горняки усовершенствовали камерную систему разработки кварцитов, внедрив камеры с наклонным днищем. Это позволило использовать на выпуске руды виброконвейер. В результате был механизирован весь технологический процесс, что значительно улучшило условия работы горняков и обеспечило повышение производительности труда. Впервые в практике подземных горнорудных предприятий страны был внедрен способ проходки восстающих методом секционного взрывания скважин. Кроме того, были внедрены в производство круговые опрокиды и глухие вагоны на откатке руды, что на 15-20 процентов повысило производительность труда на этих работах. Была произведена поэтапная реконструкция скиповых подъемов, что значительно повысило их производительность. На проходческих работах вместо скреперных лебедок начали использоваться высокопроизводительные погрузочно-доставочные машины. В компрессорной станции установили два стодвадцатикубовых дополнительных копрессора, что обеспечило надежное снабжение горных работ сжатым воздухом.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.


Thanx: Ozon.kharkov