В городском саду играет духовой оркестр…

2014-й в России объявлен Годом культуры. В связи с этим особое звучание приобрела встреча под названием «У истоков губкинской культуры», прошедшая в краеведческом музее.

Старейшие участники художественной самодеятельности нашего города, среди которых выделялись ветераны Комбината КМАруда, поделились воспоминаниями со студентами филиала БГТУ имени Шухова и членами местного отделения Союза пенсионеров России. В 1950-1980-х годах на сцене блистали Зинаида Дорофеева, Николай Кухарев, Раиса Шпинёва, Галина Максимова, Наталья Новик, Алевтина Красильникова, Виктор Трифонов, Виктор Кривошеев, Татьяна Загубных, Вячеслав Иовлев и многие другие. Для кого-то это стало не просто увлечением, а любимой профессией.

Ведущие встречи – сотрудницы музея М.М. Мочульская и Е.Н. Солнышкина – рассказали, что о художественной самодеятельности в довоенном посёлке Губкин сведений не сохранилось. Но после Великой Победы культурная жизнь начала расцветать. В 1945 году в левом крыле бывшего конного двора помещиков Коробковых был открыт клуб «КМАстроя». А в 1951-м в правом крыле заработал клуб строителей. По воспоминаниям старожилов, там размещались небольшие кинозалы, фойе для танцев, библиотеки, а также комитет комсомола, парткабинет. Действовали кружки хореографии, художественного чтения. При клубе «КМАстроя» был организован духовой оркестр.

Качественное изменение в деятельности клуба «КМАстроя», который с 1953 года стал называться клубом Комбината КМАруда, произошло, когда в Губкин по направлению Старооскольского отдела культуры приехал новый художественный руководитель Константин Михайлович Скопцов. Он являлся большим почитателем хорового пения, особенно любил народную песню. Благодаря его стараниям появились драмкружок и хор. Константину Михайловичу удалось увлечь людей, поэтому самодеятельный коллектив быстро рос. Вскоре пришло первое признание – на областном смотре в Курске губкинский хор занял второе место. Тогда же Комбинат КМАруда построил новое здание для клуба (ныне Дворец детского творчества). В нём двери были открыты для всех, но больше всего приходило горняков. Стали появляться и свои звёзды. Восхищение вызывал художественный свист Николая Яковлевича Старикова, который в 1957 году выступал в Москве на Международном фестивале. Исполнительницу народных песен, призёра областных и всероссийских конкурсов Розу Ивановну Силакову называли «губкинской Зыкиной».

Ветеран Комбината КМАруда, участник художественной самодеятельности с конца 1950-х годов Виктор Акимович Кривошеев пел в хоре обогатительной фабрики, вёл концерты. Вспоминая то время, он особо выделил духовой оркестр, большую часть которого составляли рабочие нашего комбината – шахтёры, токари, слесари… Некоторые из них служили в армии в музыкальных взводах и прекрасно владели инструментами и нотной грамотой. Руководил ими профессиональный музыкант Иван Иванович Тютюн, которому удалось создать очень хороший и дружный коллектив. Оркестр на демонстрациях, митингах исполнял марши, выступал на концертах и ещё каждую неделю в парке играл на танцевальной площадке. В репертуаре были произведения  отечественных и зарубежных композиторов. В.А. Кривошеев обратил внимание на то, что к мероприятиям, посвящённым
1 мая и Октябрьской революции, начинали готовиться за месяц, а тех трудящихся комбината, кто в них был задействован, освобождали от работы. Очень интересный концерт подготовили к 100-летию со дня рождения Ленина. Тогда оркестр вышел на сцену в полном составе, на музыкантах была надета шахтёрская спецодежда, а ноты при выключенном свете они освещали фонариками на касках. Получилось очень красиво.

– Хотелось бы вспомнить талантливые номера  Виктора Каунова, Анатолия Шевченко, Павла Ковалёва, Виктора Сафонова, Вячеслава Иголкина, Николая Солодовникова, Николая Мигунова и многих-многих других. До сих пор не забыл песню о нашем городе, которую написал и великолепно исполнял шахтёр Николай Малявин. Она вроде бы и незатейливая, но душевная. Хорошо было бы к 75-летию Губкина её возродить. Мелодию могу напеть, – сказал Виктор Акимович.

Думаю, и нашим читателям будет интересно познакомиться с этой композицией.

Песня о Губкине

Тихий вечер

                    городок окутал,

Надушил черёмухой в саду.

Всюду пары,

               только почему-то

Я своей любимой не найду.

Припев:

Губкин, Губкин,

                город тополиный,

У тебя все люди на виду.

Пусть дорога

          будет очень длинной,

Всё равно любимую найду.

Нам с копров

                 малиновые звёзды

Улыбались

             и шептали: «Жди».

Я сегодня им

                    по песне роздал,

а себе оставил жар в груди.

Припев.

В 1962 году на должность художественного руководителя клуба пригласили Петра Григорьевича Булавко. И этот этап отмечен многими успехами. Президиум Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов (ВЦСПС) принял постановление о проведении в 1963 году Всесоюзного смотра художественной самодеятельности. На Комбинате КМАруда к предстоящему мероприятию готовились серьёзно: во всех подразделениях были созданы цеховые самодеятельные коллективы. Также активизировались городские любительские кружки. Заключительный концерт этого смотра под бурные аплодисменты прошёл на сцене клуба, состоял он из 49 номеров. В августе того же года на областном празднике песни и труда в Белгороде губкинцы стали лучшими. В 1964 году коллективы художественной самодеятельности клуба подготовили тематический концерт «Живи и здравствуй наша Родина», который имел большой успех у зрителей. Особенно выделялся мужской вокальный ансамбль работников цеха сетей и подстанций комбината. За высокое исполнительское мастерство и активную концертную деятельность этот коллектив был награждён Почётной грамотой Министерства культуры СССР, а П.Г. Булавко – министерским значком «За отличную работу».

Ветеран Комбината КМАруда Николай Иванович Кухарев в танцевальный ансамбль клуба комбината пришёл в 1959 году и около двадцати лет был его членом. Танцевали не только в Белгороде, Воронеже, Москве, но и в сельских клубах, на полевых станах. Рассказывая о том времени, Николай Иванович подчеркнул, что воодушевление было огромное: часто буквально валились с ног, но духом не падали.

– Когда уже заканчивал выступать, наш ансамбль возглавила Любовь Зеликовна Мильман. Это настоящий профессионал своего дела, и я очень рад, что мне довелось репетировать под её началом, – отметил Николай Иванович.

Становление театрального искусства города связано с именем Владимира Яковлевича Никифорова, профессионального артиста и режиссёра. В Губкин он приехал в 1965 году и в сентябре начал активно заниматься с драматическим самодеятельным  коллективом. А уже в декабре за постановку спектакля «Заводские ребята» театр получил звание «народный». В 1967-м на Всероссийском смотре самодеятельных коллективов губкинский театр с драмой А. Салынского «Барабанщица» стал лауреатом. На встрече свои стихи о театре прочитала его актриса Галина Тихоновна Максимова.

Научно-исследовательский институт по проблемам КМА имени Л.Д. Шевякова обрёл самостоятельный статус в 1962 году. Тогда же при нём был открыт ведомственный музей, который возглавил Алексей Иосифович Иванов. Впоследствии музей стал городским и был преобразован в краеведческий. Славился НИИКМА не только разработками учёных, в 1960-1980 годы он являлся ещё и центром культурной жизни города. В актовом зале проходили интересные вечера, на которые многие стремились попасть.

На встречу пришёл бывший научный сотрудник НИИКМА, раздатчик ВМ участка взрывных работ шахты имени Губкина, а ныне ветеран Комбината КМАруда Виктор Александрович Трифонов. Он активно участвовал в художественной самодеятельности, до сих пор играет в театре «Гротеск» при ДК «Форум». Виктор Александрович рассказал, что одним из первых мероприятий в НИИКМА стал вечер памяти поэта Сергея Есенина. Потом был создан инструментальный ансамбль. Нередко возникали сложности с аппаратурой. Однажды прямо на сцене отказал микрофон, и Виктор Александрович был вынужден отменить концерт. Славился хор НИИКМА, который занимал на городских конкурсах первые места, гастролировал по области. Около десяти лет конкурсы художественной самодеятельности проводились между отделами
НИИКМА.

В.А. Трифонов вёл концерты советско-болгарского оркестра «Дружба», различные мероприятия. Однажды, участвуя во всероссийском конкурсе, Виктору Александровичу довелось познакомиться со знаменитым кавээнщиком Александром Масляковым.

– Бесподобное было время, – подытожил В.А. Трифонов и прочитал рассказ Остапа Вишни «Ружжо».

В 1970 году открылся ДК горняков, и самодеятельные коллективы из клуба Комбината КМАруда переехали туда. Через десять лет, в 1980-м, в городе появился второй ДК – «Строитель». Встречу в музее скрасили трогательные романсы, исполненные первым художественным руководителем ДК горняков Алевтиной Михайловной Красильниковой.

Сегодня губкинских артистов отличает высокий профессиональный уровень. Но по-прежнему немалую роль играют любители, которые после трудного рабочего дня, несмотря на усталость и бытовые хлопоты, спешат в родной кружок на репетицию, чтобы подарить зрителям частицу своего сердца.

Ольга КОНОНЫХИНА

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.


Thanx: Ozon.kharkov