Пневмонагнетатель – сын ошибок трудных…или парадоксов друг?

А сколько же ещё мгновений чудных получится благодаря труду комбинатовцев с пневмонагнетателями ПН-900 КМА? Теперь с уверенностью и без скептицизма можно констатировать факты: производительность труда увеличилась на 30%, число людей, задействованных в процессе, уменьшилось с восьми до четырёх, а за месяц безаварийной эксплуатации пневмонагнетателей количество «отработанного» бетона в перемычках уже составило свыше 200 м3. Что дальше? А дальше подземные лабиринты, уводящие на самый край -125 горизонта.

 Предыстория…

Вернёмся к истокам этого важного, можно сказать, уже исторического события. В ноябре 2011 года со страниц газеты «Горняк» читатели впервые узнали о готовящемся в белорусском ОАО «Строймаш» проекте по внедрению на подземном участке ЦЗР передвижных пневмонагнетателей. Сразу стало понятно, что эта новость заслуживает особого внимания, ведь благодаря применению нового оборудования труд на данном этапе невероятно упростится, перейдя с ручного на механизированный. Достигается это путём перекачки бетона при помощи сжатого воздуха. Казалось бы, нет ничего проще, тем более у белорусов был немалый опыт в изготовлении аналогичного оборудования.

В марте 2012 года на наше предприятие поступает долгожданный опытный пневмонагнетатель ПН-900 КМА белорусского производства, в котором учтены почти все пожелания горняков. Он проявляет себя с хорошей стороны, и принимается решение приобрести ещё пять таких моделей. В марте 2013 все пять новеньких ПН уже стояли на рельсах в шахте, в них были внесены усовершенствования, касающиеся конструкции загрузки, продувки и органов управления. Специалисты с предвкушением ждали положительных результатов, но, к сожалению, данному составу не удаётся выдержать суровых испытаний в подземных условиях. Итог переговоров и уточнений, озвученных представителями комбината во время командировки на завод «Строймаш», не оправдал надежд. С первых дней эксплуатации оборудование начинает «сыпаться» на глазах…

 Ни шагу назад!

 В тот непростой момент руководством комбината принимается серьёзное волевое решение: в буквальном смысле не выпускать «из рук» ПН-900 КМА и во избежание ошибок усовершенствовать его в стенах нашего предприятия. За дело берутся сразу несколько подразделений: ПКО, РМЦ и ЦЗР. На вопрос: «После стольких затраченных усилий и терпения, откуда взялись силы не опустить руки?», начальник цеха закладочных работ Юрий Иванович Зимин ответил коротко и ясно: «Нам сказали надо сделать, значит надо – иного не дано!». Вот так под девизом: «Ни шагу назад, ни шагу на месте» продолжилось усовершенствование пневмонагнетателей.         Специалисты ЦЗР и ПКО произвели детальное изучение всех режимов их работы и вынесли «диагноз»: ПН-900 КМА были спроектированы и изготовлены под железнодорожные пути, отличающиеся от путей, проложенных по штрекам нашей шахты. Поэтому главный инженер комбината Александр Фридрихович Мюнх на повестку дня ПКО выносит проектирование ПН с увеличенным коэффициентом запаса прочности.

На плечи специалистов проектно-конструкторского отдела легла огромная ответственность: переделать существующий проект с учётом всех замечаний, но только так, чтобы впоследствии не было мучительно больно за бесцельно потраченное время. Ведение процесса доверили талантливому и опытному ведущему инженеру-конструктору  Михаилу Алексеевичу Кудинову. Перебирая в памяти чертежи, он кладёт каждый на свою полочку, внешне не выдаёт беспокойства, хотя мало кто знает, насколько тогда была велика психологическая нагрузка.

– Основная задача: найти ошибки и изменить конструкции пневмонагнетателя. Работа предстояла сложная, ведь переделать гораздо тяжелее, чем создать. Каждый из конструкторов взялся за дело: Иван Павлович Козбан отвечал за узел конической передачи, молодые специалисты Василий Пташкин – за приводную колёсную пару, Евгений Черных – за неприводную колёсную пару. За две недели удалось спроектировать вышеперечисленные узлы. И на момент встречи со специалистами ОАО «Строймаш» у главного инженера А.Ф. Мюнха была принята к производству разработанная необходимая конструкторская документация.

Следующими «на пост» заступили труженики ремонтно-механического цеха. Отдельные детали для них изготавливали на Старооскольском заводе горного оборудования. В обязанности ремонтников входило реконструировать пневмонагнетатели по чертежам ПКО. Заместитель начальника РМЦ Вячеслав Валерьевич Древич рассказал о проделанной работе:

– Мероприятия проводились под неустанным контролем Михаила Алексеевича Кудинова. Работы начали в середине лета и закончили в сентябре. За это время удалось реконструировать все шесть пневмонагнетателей, на которых заменили все колёсные пары, установили усовершенствованный узел конической передачи и усилили рамы. Кроме того, для самой ёмкости изготовили и установили лопатки собственного производства, они в ходе испытаний зарекомендовали себя положительно. И в дальнейшем работники ЦЗР полностью ими переоборудовали все нагнетатели.

Специалисты ЦЗР, зная внутренние нюансы, были подключены к общему процессу. Кому, как не им ведать о препятствиях на пути пневмонагнетателей, двигающихся по заданному маршруту. Механик закладочного комплекса С.Н. Корнеев и исполняющий обязанности электромеханика А.И. Рощупкин тоже трудились над пневмонагнетателями с учётом всех особенностей шахты имени Губкина.

В один из моментов встал вопрос о замене муфт, из-за которых возникла необходимость поднять ПН на поверхность, что повлекло бы за собой большие неудобства. Чтобы этого избежать, потребовалась помощь команды. В присутствии Михаила Алексеевича Кудинова и технолога РМЦ Николая Павловича Тарана в условиях шахты труженики ЦЗР разобрали соответствующие узлы пневмонагнетателя и удалили заводской брак в муфте. Это принесло ещё один плюс: закладчики уже не боялись самостоятельно ремонтировать, усовершенствовать и обслуживать ПН.

  День сегодняшний

Как Москва не сразу строилась, так и пневмонагнетатели не раз «подкручивались» и ремонтировались. Они в течение нескольких месяцев доводились до «ума». На финишной прямой  представители ПКО и ЦЗР достигли конечной цели: пять вагонов ПН-900 КМА (плюс один в резерве) уверенно «стоят» на шахтных рельсах и вот уже более месяца исправно транспортируют бетон. Своё победное шествие в подземных лабиринтах они начали с оказания помощи участку № 6 шахты, который задействовал ПН в процессе бетонирования камеры. А потом приступили и к своим непосредственным задачам: заливке перемычек. Сейчас производственный цикл идёт согласно графику – в пределах километра на 15 заезде Восточной залежи.

«Капризное» оборудование больше не застанет врасплох комбинатовцев. 13 тружеников подземного участка ЦЗР прошли курсы целевого назначения по обучению персонала работе на пневмонагнетателях и получили право на их использование и обслуживание. Кроме того, всему составу ИТР цеха закладки после проведения обучения были выданы удостоверения, подтверждающие допуск к обслуживанию сосудов, эксплуатируемых под давлением.

Помимо этого, после каждой укладки рабочие проводят чистку ПН и регулярно выполняют планово-предупредительные ремонты, во время которых смазывают нуждающиеся в этом узлы.

Говорить о сроках эксплуатации ПН-900 КМА пока никто не решается… Но Юрий Иванович Зимин поделился информацией:

– Раньше в ЦЗР на подземном участке ёмкостью для бетона служил  ПН того же белорусского изготовления, он отработал безаварийно пять лет. Однако в той модели не было и половины тех функций, которые имеются на данный момент в ПН-900 КМА. Например, приготовление бетона. Достаточно только засыпать щебень, цемент, песок и добавить воды, всё размешается прямо там. Хотя в этом нет особой надобности, так как существует скважина, через которую бетон поступает. Дело в другом, пока он совершает «полёт» с 300 метровой высоты в шахту, его состав видоизменяется. Кроме того, при ударе о гаситель происходит расщепление, и в итоге теряются качества. Следом бетон поступает в пневмонагнетатель, там перемешивается от электропривода, и на выходе мы получаем нужную консистенцию бетона.

Зачастую всё новое воспринимается настороженно и неохотно. Это обычно бывает до того момента, когда техника покажет все плюсы и докажет целесообразность. Так было и в ЦЗР. Когда закладчики  почувствовали явные преимущества ПН-900 КМА по сравнению с вёдрами, то изменили мнение в противоположную сторону. Вы только представьте: цикл от скважины до перемычки, включающий в себя загрузку пяти ПН-900 КМА (для сведения 900 это ёмкость 0,9 м3), доставку и подачу бетона в перемычку, занимает всего от часа до полутора! Со временем, конечно, время увеличится, но лишь потому, что путь продлится по всему шахтному полю -125 горизонта. А расстояния не страшны, так как бетон, перемешиваясь в пути, благодаря пневмонагнетателям достигнет «адресата» свежим.

P.S.: Психологи считают мозговой штурм эффективным мероприятием. В нашем случае он сработал. Только объединив силы, умения и опыт, мы, как говорят, смогли пройти огонь, воду, медные трубы и стать победителями в соревновании на стойкость, терпение и сообразительность.

Катерина АНДРУСЕНКО

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.


Thanx: Ozon.kharkov